Последние новости и статьи на тему юриспруденции
- Главная
- Юридические новости
- Защита прав несовершеннолетнего наследника в случае пропуска срока для принятия наследства
Защита прав несовершеннолетнего наследника в случае пропуска срока для принятия наследства
Гражданский кодекс устанавливает 6-ти месячный срок для принятия наследства, который можно восстановить в случае его пропуска (ст. 1154 ГК РФ).
Между тем, восстановлению такой срок подлежит только, если получится доказать, что наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали (п. 1 ст. 1155 ГК РФ).
Единообразной практики по таким заявлениям нет, что в целом объясняется уникальностью каждого дела в части обоснования уважительности причин пропуска.
На фоне общей практики этой категории споров выделяются дела, где наследниками выступают лица, которые на дату открытия наследства и истечения 6-ти месячного срока для принятия наследства, являлись несовершеннолетними. Как им обосновывать уважительность причин пропуска срока?
В 2013 году на рассмотрение судебной коллегии Верховного Суда РФ было передано дело, где с таким заявлением в интересах несовершеннолетней дочери обратилась мать. Она указывала, что срок был пропущен, поскольку на момент истечения срока на принятие наследства в суде рассматривалось дело, где устанавливалось отцовство умершего в отношении дочери, от лица которой мать и подала заявление. Соответственно, мать не могла ранее обратиться с заявлением, не имея на руках решения об установлении такого отцовства.
Первая инстанция иск удовлетворила, а апелляция отказала, указав, что матерью без уважительных причин пропущен шестимесячный срок для принятия наследства.
Тогда в Определении от 19.11.2013 г. № 66-КГ13-8 Верховный суд впервые высказался о том, что причины пропуска срока для принятия наследства применительно к личности законного представителя матери — в предмет доказывания по данному делу не должны входить и правового значения, исходя из заявленных исковых требований, в настоящем случае не имеют.
Суд указал, что ненадлежащее исполнение законным представителем возложенных на него законодательством функций по защите прав и интересов несовершеннолетнего ребенка не должно негативно отражаться на правах и интересах несовершеннолетнего наследника.
Поскольку дееспособностью в вопросе о принятии наследства как на дату смерти наследодателя, так и на момент обращения законным представителем – матери, в суд с указанным иском малолетняя дочь не обладала, постольку установленный ст. 1155 ГК РФ пресекательный шестимесячный срок на обращение в суд с иском о восстановлении срока для принятия наследства после того, как отпали причины пропуска этого срока, правомерно признан судом первой инстанции соблюденным, а соответственно, причины пропуска срока для принятия наследства — уважительными.
К сожалению, даже после принятия вышеназванного определения нижестоящие суды продолжали отказывать в восстановлении срока, исследуя именно вопрос, мог ли сам законный представитель соблюсти срок, игнорируя дееспособность лица, в чьих интересах он действует.
И Верховному суду РФ пришлось вновь передать жалобу с очень похожими обстоятельствами на рассмотрение судебной коллегии.
В определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда от 27 марта 2018 года № 5-КГ17-241 суд вновь пришел к следующим выводам:
- Из содержания абз. 1 п. 1 ст. 1155 ГК РФ следует, что суду, рассматривающему требования о восстановлении срока для принятия наследства несовершеннолетнему ребенку, необходимо оценивать реальную возможность самого несовершеннолетнего заявить о своих правах на наследственное имущество, а не его законного представителя, то есть причины пропуска срока для принятия наследства должны быть связаны с личностью наследника.
- Субъективное отношение законного представителя к вопросу о принятии наследства и его действия (бездействие), приведшие к пропуску срока для обращения в суд с иском о восстановлении срока для принятия наследства несовершеннолетними детьми, не могут в силу норм статей 26, 28 и пункта 1 статьи 1155 ГК РФ являться основанием для отказа в восстановлении срока для принятия наследства наследникам, являвшимся несовершеннолетними на момент открытия наследства, поскольку самостоятельная реализация ими права на принятие наследства в течение шестимесячного срока и последующее обращение в суд были невозможны в силу их несовершеннолетнего возраста.
Верховный суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций, где заявителю — законному представителю было отказано в восстановлении срока и направил дело на новое рассмотрение.
Сейчас мы наблюдаем позитивную тенденцию в применении указанного подхода в практике нижестоящих инстанций.
Так,
- В апелляционном определении Московского городского суда от 12.12.2024 N 33-57174/2024 суд согласился с позицией нижестоящего суда и указал, что поскольку дееспособностью в вопросе о принятии наследства на дату смерти наследодателя несовершеннолетний истец не обладал, установленный ст. 1155 ГК РФ пресекательный 6-месячный срок на обращение в суд с иском о восстановлении срока для принятия наследства после того, как отпали причины пропуска этого срока, признан судом соблюденным, а причины пропуска срока для принятия наследства - уважительными.
- В Апелляционном определении Московского областного суда от 20.11.2024 N 33-41824/2024 суд также отметил, что самостоятельно обратиться к нотариусу за принятием наследства не мог в силу несовершеннолетнего возраста, а действия его матери, которая не приняла своевременных мер к принятию наследства своим несовершеннолетним сыном, привели к пропуску срока для принятия наследства, то есть вины наследника не имеется.
- В апелляционном определении Московского городского суда от 04.03.2025 N 33-4092/2025 суд, подчеркнув, что ненадлежащее исполнение законным представителем возложенной на него законом (ст. 64 СК РФ) обязанности действовать в интересах несовершеннолетнего ребенка, не должно отрицательно сказываться на правах и интересах этого ребенка как наследника, не обладавшего на момент открытия наследства дееспособностью в полном объеме, пришел к выводу о восстановлении наследникам, достигшим совершеннолетия, срока для принятия наследства после смерти 14.08.2020 наследодателя.
Таким образом, из проанализированной судебной практики мы можем сделать вывод о том, что лицо, пропустившее срок на принятие наследства будучи несовершеннолетним, имеет хорошую правовую основу для восстановления срока, достигнув совершеннолетия.
Статья подготовлена совместно с адвокатом МКА «ЮрСити» Петрухиной Снежаной.
Источник: Закон.ру
Ежедневно с 9 до 18
бесплатная консультация юриста
8 495 222-29-79 Ежедневно с 8 до 14
- Медицинское право
- Уголовное право
- Защита бизнеса и предпринимателей
- Арбитражное судопроизводство. Банкротство.
- Семейное и наследственное право.
- Административное право. Административное судопроизводство.
- Защита интеллектуальных прав.
- Налоговое и антимонопольное право.
- Гражданско-правовые сделки и споры.
- Корпоративное сопровождение.
- Трудовое право.
- Медиация
- Услуги частным клиентам
Ваша заявка отправлена успешно.
Мы перезвоним Вам в течение 15 минут
Что-то пошло не так, и мы не смогли отправить вашу заявку.
Попробуйте повторить отправку через 15 минут